Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

«Учитель – не радиоприёмник»

05.10.2017, 9:05      Новости Добрянки

Педагогический стаж учителя русского языка и литературы Татьяны Ермаковой 22 года. Три поколения детей прошло через её руки, ум и сердце. Сейчас она – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Добрянской школы №?1 (кадетской школы). Накануне профессионального праздника мы поговорили с ней о детях, школе будущего и женской педагогике.

– Татьяна Геннадьевна, Вы учились ещё в советской школе, молодым педагогом работали в перестроечный период, сейчас преподаёте да ещё выполняете административную работу. Есть мнение, что дети сильно изменились, что с ними сейчас трудно работать в школе, трудно воспитывать в семье…

– Не поддержу это мнение. Дети во все времена остаются детьми: любознательными, энергичными, любящими, спорящими, восприимчивыми, наивными, нуждающимися в поддержке взрослых, в их любви, в их понимании. Гаджеты в руках, интернет-информированность – это атрибуты времени. Они, конечно, вносят свои особенности в образовательный и воспитательный процессы, но суть ребёнка, его постижение окружающего мира, его взаимоотношение с родителями, учителями, со сверстниками и другими людьми не меняются. Дети во все времена одинаково реагируют на добро и зло, на юмор, на ненависть, тепло и любовь, проявленные к ним.

И в нашем детстве были те, кто не хотел учиться, не любил читать, были те, кого считали плохишами; и в наше время были учителя, которых любили, и которых не любили. Вспомните великолепный фильм «Доживём до понедельника». Дети – трудные? Но для кого они трудные? Для взрослых, которые не смогли подобрать ключик к сердцу ребёнка. Тогда при чём здесь ребёнок? Если и есть проблемы, то это проблемы взрослых.

– В нашем советском детстве учитель был воспитатель-наставник. Сейчас учитель – это «даватель знаний». Он оказывает услугу…

– Не соглашаюсь со словом «услуга» в образовании. Надеюсь, многие понимают, что деятельность учителя более значима в жизни общества. Миссия учителя – формировать интеллектуальный и духовный потенциал страны на будущее. К сожалению, государство недостаточно высоко ценит труд учителя. Например, в соответствии с подушевым финансированием один человеко-час (одна душа) в нашей школе стоит 3 рубля 17 копеек. То есть за 40 учебных минут мне государство столько платит за одного ученика, доплачивая за стаж, квалификацию, сложность предмета. А дальше – несложная арифметика…

Видите ли, в чём дело: качественно донести знания до ребёнка можно только, во?первых, через увлечённость педагога своим предметом, наукой, а во?вторых, через взаимоуважение детей и преподавателей. Без этих составляющих учитель, как вы говорите, становится «давателем знаний».

И ещё одно. Мы все понимаем: чтобы владеть детским коллективом в тридцать человек, надо обладать внутренней силой, надо быть цельным человеком, иметь чёткие жизненные позиции, надо быть наполненным и интересным человеком, в конце концов. Дети чувствуют силу добра и любви, а не окрика и унижения. Будет понимание, если дети почувствуют в тебе друга, наставника, собеседника.

Вспомнилась сейчас мой классный руководитель в Камской школе, удивительный человек – Поносова Нина Петровна. Её стиль преподавания, внешний вид, уважение к каждому из нас, доверительное отношение, требовательность стали для меня открытием в понимании роли учителя в жизни ребёнка. «Вот! Так должно быть в школе! Вот таким должен быть учитель!» – тогда осознала я. Навсегда сохранится во мне чувство благодарности к этому учителю.

В начале пути учителю надо спуститься на уровень детей, начав мыслить их категориями, и только потом, обретя взаимное доверие, начать восхождение с детьми! Процесс, я вам скажу, очень увлекательный! Дети на каком-то этапе могут уйти вперёд – вот вам и плюсы всеобщей информатизации. И это правильно! Ученики должны идти дальше своих учителей. Случается, что не сразу могу дать ответ на возникший вопрос. Тем интереснее! Тогда мы вместе ищем ответ. Это процесс радостного постижения детьми жизни, открытия новых знаний! Разве можно такой образовательный процесс назвать услугой?

– Сегодня набирает популярность, особенно в больших городах, обучение детей вне школьной системы. Идёт отторжение школьных догматов и стереотипов.

– Действительно, сегодня знания можно получить и не в школе. Возможно, по уровню и качеству они будут и не хуже тех, что дают в образовательной организации. Кстати, нынешний закон «Об образовании» предусматривает получение образования вне стен школы. Семейное обучение – хорошая альтернатива для тех, кто не может усвоить знания при классно-урочной системе. Но аттестация знаний ребёнка и выдача соответствующего документа лежат на образовательных учреждениях.

Государство понимает проблемы современного образования, поэтому восьмой год ведётся внедрение федерального государственного образовательного стандарта. На мой взгляд, этот документ соответствует требованиям времени, и мне близок подход, который декларируется в документе. Он говорит учителю – «ты не радиоприёмник, а дети – не магнитофоны». Создавайте исследовательскую задачу, ищите ответы совместно с детьми, формируйте у них научные знания, покажите, где они могут применить полученные знания. Сегодня учитель – творец учебного процесса.

Тот же образовательный стандарт предусматривает не только получение набора знаний, но и социальную адаптацию ребёнка, его творческое или научно-техническое проявление в жизни, развитие личности.

Я напоминаю иногда своим семиклассникам, что они – хранители(!) русского языка, что на них лежит большая историческая(!) ответственность. И дети это воспринимают серьёзно.

По большому счёту, не важно, где ребёнок получит знания: в школе или вне её стен, важно, что учитель, ребёнок и родители, прежде всего как партнёры, в совместной деятельности открывают для ребёнка новые знания, раскрывают его возможности и обеспечивают ему качественное образование.

Задача взрослых в конечном счёте – показать ребёнку, что жить интересно. Не навредить ему. Не разочаровать его. Научить его быть человеком, научить делать правильный выбор, научить взаимодействовать с другими.

К сожалению, случается, семья самоустраняется от воспитания ребёнка, тогда школа становится единственным местом, где происходит его становление как личности.

– А как Вы относитесь к государственной итоговой аттестации и к единому государственному экзамену? Сейчас с приходом нового министра образования Васильевой начались разговоры о порочности таких аттестаций.

– К итоговой аттестации отношусь положительно. Понимаю это так: государство хочет максимально точно знать, какие базовые знания получает подрастающее поколение, и картина, на мой взгляд, складывается максимально объективная.

Часто слышу, что учителям приходится «натаскивать» учеников на правильные ответы. Уверена, что и здесь всё зависит от педагога, как он этот процесс сформирует. Есть педагоги, которые знания дают системно. К тому же в материалах государственных экзаменов есть задания, в которых выпускники могут давать развёрнутые ответы.

Сегодня снова говорят о возможном возвращении сочинения при поступлении в вуз. Это, на мой взгляд, хорошая идея. Всё-таки одна из задач школы – научить ребёнка думать, рассуждать, высказывать свою позицию, формировать своё мнение, аргументировать его. Кстати, ответственность за решение этой задачи я бы разделила с родителями. Влияние родителей на детей никто не может снять со счетов.

Ещё бы вернуть в школьную программу астрономию и черчение, и преподавать эти дисциплины не по остаточному принципу. Всё-таки в школе мы больше – в науке, и даём детям точные знания, передаём объективную картину мира.

– Вот уже в который раз Вы говорите о науке в школьном образовательном процессе. Для меня это звучит необычно…

– Верно. Именно так и воспринимаю учёбу. Учителя с детьми осваивают научные знания, работают с научной литературой, ставят опыты, ведут исследования, учат правила, термины, осваивают способы решения задач. Что это? Наука. Скучно? Нет. Школа даёт ребёнку первоначальные знания о мире, формирует картину окружающей природы и её законов, учит понять причинно-следственные связи мироустройства и событий, открывает имена учёных, писателей, поэтов… Кому-то никогда не пригодились в жизни синусы и косинусы, но для кого-то математические знания легли в основу будущей профессии, которая стала делом жизни. Поэтому школа – это место, где можно понять себя и проявить интерес в той или иной области знаний.

У семьи своя задача – передать житейский опыт, опыт взаимоотношений в семье, умение быстро прощать, интересно проводить время, заботиться о доме, о себе, друг о друге.

– В какой школе Вы хотели бы работать? Школа будущего – какая она для Вас?

– Я в такой школе сейчас работаю (смеётся). Мне нравится, что первая школа небольшая, нравится коллектив, ученики. Меняется статус школы – она востребована, нашла своё место в образовательном пространстве Добрянского района. Уже сейчас родители готовы написать заявление о приёме в школу на следующий учебный год!

Я понимаю Ваш вопрос. В российском образовании ещё много проблем. Я знаю опыт финских и немецких школ, где ученики выбирают себе учителей и предметы, где химия может преподаваться на французском языке, где после окончания школы дети знают в совершенстве 2?3 иностранных языка.

Школа будущего в моём представлении? Помечтаю… Заглядываешь в любой кабинет и видишь: там – как в творческой мастерской: где-то изобретают, где-то исследуют, где-то обсуждают, где-то в полной тишине, уважая творческое пространство каждого ученика, пишут сочинение. Живая и интересная школьная жизнь, где дети через своё непосредственное участие получают хорошие знания.

– Российское образование – это женская территория…

– Да, пока это так. Неизбежное. Говорят же, если хочешь узнать, как живёт общество, посмотри, как чувствует себя в нём женщина. Наверное, российское учительство устало. Ещё древние говорили, что «раб породит раба, а тиран – тирана». Может, это и есть причина нашумевшей истории о надписи «дурак» на лбу ученика? Это, конечно, крайнее проявление этой самой усталости… А в целом средняя температура по больнице, другая. Знания даём, экзамены дети сдают, внеклассную работу проводим, детей не только учим, но и говорим о добром и вечном.

Мне хочется, чтобы наши учителя, особенно женщины, не замыкались только на работе, а, как сказал герой известного кинофильма: «Нашли радость в жизни». Нам, работающим с детьми, просто необходимо быть счастливыми. Найти любимое занятие, увлечение – и оно в нужный момент выведет из усталости! Недавно открыла для себя творчество художницы Евгении Гапчинской: искренне, чисто, просто, мудро, радостно… Понимаю, найден ещё один источник удовольствия, список любимых художников пополнился! Что вас радует? Книги, цветы, музыка, вязание, плетение, живопись, рыбалка… Вариантов много! Меня несколько лет назад поразила своей простотой мудрая фраза: «Вы позволили быть тому, что с вами происходит». Это многое изменило в моей жизни. За всё происходящее с человеком несёт ответственность только он сам. Я сейчас свободна от мнения окружающих. Разве важно, что о тебе говорят? Хорошо? Плохо? Нет! Важно, что ты сам чувствуешь! Знаю, радость в жизни есть! Моя профессия стала для меня лишь одним из многих источников удовольствий!

Источник: dobryanka.net
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования